Версия для слабовидящих

Государственное бюджетное
учреждение Ивановской областиГосударственный архив
Ивановской области
Версия для слабовидящих
КаталогВсе новости и публикации

Революция Осипа Сокова

Прошло время, и лишь имена нескольких предпринимателей дореволюционного прошлого остались на карте. Среди них имя Осипа Степановича Сокова (1750-1801), в честь которого назван Соковский мост, соединяющий бывшее село Иваново и местечко Ямы, являясь в настоящее время частью Шереметевского проспекта. А еще раньше в ивановской топонимике были улицы Соковская, Задняя Соковская и Соковский переулок.

В промышленной истории ивановской жизни тех лет Соков сыграл выдающуюся роль. Как известно, в 1742 году в Иванове крестьянином Григорием Бутримовым была основана первая мануфактура, это был шаг вперед после дворовых ремесленных мастерских. Впоследствии таких крестьян прозвали «капиталистыми». Годом позже, в 1743, село Иваново переходит во владения графа Петра Борисовича Шереметева, он получил его как часть приданного, отданного ему за невестой – Варварой Алексеевной Черкасской. В 1748 году появляется мануфактура ещё одного «капиталистого» крестьянина Ивана Грачёва, а в 1751 году – Ивана Гарелина.

Осип Соков также работал на мануфактуре, к тому времени их появилось очень много. По профессии он был резчиком, изготовлял манеры для набивки тканей. Манерами называли особые печатные доски, на одной стороне которых был вырезан рисунок. Мастер опускал доску в краску, а затем прикладывал ее к расстеленной на столе ткани. Чтобы краска крепче села на ткань, он ударял по «манере» киянкой - деревянным молотком. Этот способ называли набойкой, а материю, покрашенную таким образом, - набивной. После набойки влажную от краски ткань подвешивали для просушки на вешала - жерди, укрепленные под потолком.

Известный иваново-вознесенский фабрикант, благотворитель и историк Яков Гарелин писал о Сокове: «Он был грамотным, смышленым и весьма предприимчивым человеком». Так, примерно в 1780 году он вместе со своими земляками Делюсиным, Бутримовым, Ишинским и Кулеиным отправился перенимать «передовой опыт» и нанялся на предприятие иностранного мануфактуриста Лимана в Шлиссельбурге близ Санкт-Петербурга. Это была вторая в России ситценабивная фабрика, открытая в 1763 году. Лиман организовал производство на уровне западноевропейской техники, употребляя многоцветную набивку, а главное, ему удалось производить закрепление красок таким образом, что от действия солнечного света и воды они не линяли и не смывались. И хотя хозяин хранил рецепты изготовления красок в строжайшем секрете, Соков сумел их разузнать.

Вернувшись в Иваново, он купил землю на берегу Уводи и в 1787 году основал набивную мануфактуру. Сейчас это здание по Шереметевскому проспекту, 44 – в нем ныне расположен храм Казанской иконы Божией матери. Помощником Сокова был красковар Петр Витов, обучавшийся ситцепечатанию в Риге.

До Сокова ткани отделывались с помощью «верховых», нестойких, масляных красок, которые быстро крошились и смывались, а сама ткань не выдерживала долгого пользования. Теперь при растворении красок применялась не вода, а хлебный уксус, а после крашения ткани вываривались в мыльном растворе с добавлением отрубей – это был новый, «заварной» способ крашения. Из хлебного уксуса приготавливали различные цвета – черный, фиолетовый, красный, розовый, коричневый с различными оттенками. После выварки ткань расстилали на лугу и поливали водой из лейки или из специальных желобов. Весной ткани белили на снежном насте. Как итог, краски на соковских полотнах получались ярким, они не выцветали на солнце и не линяли при стирке. Еще одно новшество Осипа Сокова заключалось в том, что коренным образом реформировал рисунок на тканях. Если раньше рисовали так называемые «горохи», мелкие цветки, квелые геометрические рисунки, то Соков предложил шикарные и затейливые построения – тут и роскошные вазы, гирлянды цветов, дам и кавалеров, распустившиеся розы, хороводы цветов, колосья, переплетения стеблей и трав, в основном на светлом фоне, отчего и называли эти ситцы «белоземельными». Многие рисунки он придумал сам.

И, наконец, третья новация соковской революции – он первым начал использовать в производстве хлопчатобумажную материю. Будучи окрашенной, она стала именоваться ситцем. Так, получился бренд со временем – ивановские ситцы. А льняные ткани стали отходить после этого.

Со временем и другие мануфактуристы стали подражать Сокову. Так, дед Дмитрия Бурылина Диодор Бурылин приобрел светелку, где набивали вручную хлопчатобумажную ткань. Это позволило ему разбогатеть и потом выкупиться на волю. Село разрастается, в Иваново потянулись рабочие, в конце XVIII века оно представлялось одной мастерской, приезжали и мастера, из Москвы и других городов, местные хозяева платили неплохие деньга за хороших мастеров.

Наследников у Осипа Степановича не было, поэтому в последние годы жизни он потерял интерес к производству. Он редко выходит из дома, проводя время за чтением газет и употреблением московского пива.

После его смерти мануфактура была продана фабриканту Михаилу Ямановскому. В 1810 году он ее пожертвовал общине старообрядцев. Реконструкцию же произвел Гауденцио Маричелли. В 1905 году владимирский губернский архитектор Петр Беген перестроил ее. Последние устроения храма связаны были с именем иваново-вознесенского зодчего Александра Снурилова. Тогда же были водружены 9 колоколов общим весом 207 пудов на звонницу церкви. Храм был обнесен оградой с красивыми металлическими решетками. В 1930 году он был закрыт и сдан для жилья рабочим трамвайного управления. В конце 1980-х годов началась реставрация храма. С 1991 года в здании расположен православный храм.

А последствием ситцепечатной революции Осипа Сокова село Иваново, Вознесенский посад, а затем город Иваново-Вознесенск воспользовались сполна. Именно в XIX веке наш город стал известен на всю Россию и за ее пределами как «ситцевое царство». А «Журнал мануфактур и торговли» 1830 года свидетельствовал: «Нет почти ни одного дома, ни одной крестьянской избы в окружных селениях, где бы не ткали миткалей, кашемиров, нанки, холстинок и проч. или не набивали ситцев, выбойки, платков, шалей». И добавляет: «Можно бы назвать сию округу Российским Манчестером».

Александр Семененко, доцент, кандидат исторических наук.