О нас пишут

Календарь памятных дат

Главная Из фондов архива Горицкий «летописец» первой половины ΧVIII в. из коллекции Я.П. Гарелина
Горицкий «летописец» первой половины ΧVIII в. из коллекции Я.П. Гарелина
23.05.2020 08:15

Памятник, о котором пойдет речь в этой статье, представляет собой сочинение, небольшое по объему, но крайне любопытное по содержанию. Источник сохранился в ГАИО, в личном фонде Я.П. Гарелина (ф. 41), в сборнике разнообразных документов. Он занимает два двусторонних листа, писан скорописью первой половины XVIII в. Путь попадания этого документа к Я.П. Гарелину установить несложно. На свободном месте в конце летописца сохранились несколько помет В.А. Борисова. Известно, что последний владел значительной коллекцией древних актов, большая часть которой досталась Я.П. Гарелину. Сам же В.А. Борисов усиленно интересовался историей с. Гориц, и естественно, собирал материалы о местных древностях. Несомненно, такой источник, как местный летописец, не мог пройти мимо его внимания.

Текст летописца разделен на пять крупных статей, выделенных пробелами. В первой рассказывается о «правнуцах Афетовых» Асане, Авесхане и премудром Асане. Первый основал Славенск «еже и земля оттого себе звание стяжа [и] нача зватся Славенскою», второй – «град Россия Велики(й), оттого бо россияне зватися начаша» (позднее города получили названия Новгорода и Старой Русы), а третий – «отъиде в далные места в полуденные страны на черные земли», основал «по своему премудрому суждению град Суздаль». Суздальское княжение «распространися… паче Славенского и Росискаго… даже до моря Хвалынского и до моря Немецкого и до страны зверообразных людей нарицаемы Сибири». Вторая статья начинается с известия о посылке «от князя суздалского Егета началника Порагуса» в Новое городище. Далее рассказывается о «приходе в мир» Иисуса Христа, распространении христианской веры, «потом прият и Розсия (христианство – Е.Б.) чрез святого апостола Андрея Первозванаго, но мало бысть в вере прелстишася». Лишь после крещения Владимира «дан бысть ему… митрополит Михаил», который крестил киевлян, а потом «пришед в земли Суздалскую и Ростовскую, кр[ести] убо и тамо обитающих поган», поставив в Ростове епископа Фому, а в Суздале – Феодора.

В третьей статье речь идет о «хождении» Андрея Боголюбского на Новгород. В нем участвовал князь Петр Горбатый Городецкий, «сын же того князя Петра Городецкого Иоан(н) шед под Новгород при князе Романе; князь же Роман, шедши, созда град Романов, а князя Иоанна наместником посади». Второй сын Городецкого, Федор «возвратися болен от Ерославля в дом свой и умре и погребен бысть в Николском Шархмацком монастыре». В четвертой статье упоминается о строительстве «по вере и радению» Петра Горбатого в его деревне Городище часовен во имя Рождества Богородицы и Владимирской Богородицы (за Вознесенским монастырем). Храмозданными иконами послужили соответствующие образа Переяславского Горицкого монастыря. Погребен Горбатый был «близ девища Вознесенского монастыря у часовни Рождества Пресвятой Богородицы», причем отмечено: «глаголют нецы, яко той же монастырь строил той же князь Петр Горбаты(й)». Наконец, в заключительной статье повествуется о постройке братьями Коробьиными Богородицерождественской церкви в Горицах. Рассказ начинается с известия о «нашествии ляхов и литвы» на Москву, в обороне которой участвовали «бояре Василей да Иван дети Коробьины», за что им и было пожаловано «село Горицы з деревнями». После этого Коробьины «яко же и той прежде бывы(й) князь Горбатый» решили построить в селе храм. После получения храмозданной грамоты была возведена деревянная церковь «во имя Пресвятой Богородицы, и написася образ ея с подлинною мерою и начертанием чудотворного образа, что в Переславле в Горицком монастыре». Известием об освящении этой церкви 5 сентября 1623 г. и заканчивается летописец. Написан он высокопарным и витиеватым стилем, характерным для церковно-панегирических памятников первой половиины XVIII в.

Имеющийся в нашем распоряжении документ, несомненно, представляет собой список с не совсем исправного подлинника. Отдельно следует коснуться датировок, сохранившихся в источнике. Основание Суздальского княжения датировано 4902 г., но изначально для даты был оставлен крупный пробел. Для датировки «хождения» Андрея Боголюбского на Новгород также оставлен пробел, но он не заполнен. В остальных статьях погодная датировка отсутствует. Это указывает на то, что погодная разбивка (точнее, ее попытка) является плодом работы редактора. Однако в передаче основного текста автор нашего списка полностью следовал за имевшимся у него текстом.

Возникает вопрос о происхождении этого текста и его составе. Прежде всего, следует отметить, что его известия достаточно четко разделяются на два вида: хронографические статьи о Суздальском княжении и практически не связанные с ними статьи, связанные с историей села Горицы, отождествляемого автором с «местом, называемым Новое Городище». Между двумя статьями об основании и крещении Суздальского княжения явно чужеродным выглядит известие о посылке «началника Порагуса» в Новое Городище. Статья о Порагусе является первым сообщением, непосредственно затрагивающим историю села Гориц. Подобные сообщения и составляют основное содержание летописца. Эта группа известий имеет общие особенности: во всех известиях присутствует упоминание Нового Городища, специальными оговорками отождествляемого с с. Горицами. Следовательно, автор протографа нашего сочинения специально интересовался историей с. Гориц и обладал двумя видами источников: письменным, служившим основой сведений и устными, интерпретировавшими эти сведения в фокусе горицкой истории.

Завершается летописец рассказом о постройке в Горицах братьями Иваном и Василием Гавриловичами Коробьиными церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Этот рассказ является венцом повествования, ради которого оно, собственно, и затевалось. В этом известии использованная жалованная грамота Коробьиным на село с деревнями (от 23 февраля 1619 г.), хранившаяся в вотчинном архиве. Сведения об отсутствии епископа в Суздале во время получения разрешительной грамоты на постройку церкви, несомненно, заимствованы из самой храмозданной грамоты. Таким образом, источники, использованные при составлении этой статьи, недвусмысленно указывают на происхождение ее автора – это был человек, близкий к Коробьиным и Богородицерождественской церкви (вероятнее всего, представитель ее клира). Учитывая наличие отмеченного выше упоминания Коробьиных, как последователей князя Горбатого, можно заключить, что вся серия известий о Горицах, и заключительная статья о Коробьиных принадлежат одному автору. Следовательно, он и являлся автором «Горицкого летописца» как такового.

Теперь следует остановиться на источниках этого сочинения и характере их использования. Мы уже выяснили, что среди них выделяется «великий Суздалский летописец» и сведения «словесных повествователей». Последние отмечаются в тексте оговорками «мнят убо нецы(и)», «глаголют нецы(и)». В известиях о Порагусе и Новгородском походе эти сведения ограничиваются отождествлением «места, зовомого Городище Новое» с с. Горицы. Несомненно, в летописец данные известия попали благодаря этому предположению, связывавшему статьи, имевшиеся в «Суздальском летописце» с историей села Горицы. Однако для появления цельного произведения об истории Гориц по хронографическим канонам требовалось представить выделенные события в контексте всемирной истории (в данном случае – истории Суздальского княжества). В качестве связующих звеньев были избраны статьи о трех братьях и основании «Суздалского княжения», а также о крещении Руси и появлении епископов в Суздальской земле. Однако соединены эти известия были крайне неискусно.

Характер источника, использованного автором «Горицкого летописца» выявляется достаточно четко: это сочинение хронографического типа, посвященное истории «Суздальского княжения». Подобные сочинения, именуемые «городскими летописцами» в значительном количестве появляются во многих крупных городах (Москва, Нижний Новгород, Ростов, Холмогоры, Углич) в конце XVII – начале XVIII вв. Отличительной чертой подобных летописцев является наличие значительного пласта легендарных известий о древней и средневековой истории той местности, где они составлялись. Несомненно, к подобному типу сочинений относился и не сохранившийся «Суздальский летописец». Как можно видеть из анализа статей этого сочинения, сохранившихся в «Горицком летописце», «Суздальский летописец» представлял собой сводку из общерусских летописных статей, дополненную оригинальными местными известиями, зачастую носившими легендарный характер. Очевидно, автор использовал не только предшествующие хронографические сочинения, но и внелетописный материал (в том числе частный родословец кн. Горбатых). Несомненно, сохранившиеся сведения из этого источника представляют собой интересный и ценный материал по местной историографии рубежа XVII-XVIII вв.

Егор Бутрин, канд. ист.наук, зам.начальника

отдела публикации и использования документов ГАИО

Статья печатается в сокращении. Впервые опубликована в журнале «Отечественные архивы» № 3, 2013 год

 

Из фондов архива

Легендарный Парад Победы 1945 года

В день Парада в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне Государственный архив Ивановской области представляет новый проект - "Легендарный Парад Победы 1945 года". Он рассказывает об этом знаменательном историческом событии через призму воспоминаний ивановцев - участников Парада Победы 1945 года.

Проект подготовила начальник отдела спецфондов и современной документации Е.В. Болтунова. С проектом можно ознакомиться на официальном YouTube канале ГАИО. Также он доступен в формате PDF: https://yadi.sk/i/6gqXlce48N7ZxA

 

 

 

Архивы Ивановской области

Кто сейчас на сайте?

Сейчас 178 гостей онлайн

Статистика

Просмотры материалов : 10595104

Сообщения об опечатках

Уважаемые посетители сайта!
Если Вы заметили ошибку или опечатку на нашем сайте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Shift + Enter.

Joomla 1.5 Templates by JoomlaShine.com